31 января в Кировском РЦДО вспомнили страницы истории прорыва блокады, защитников города Ленинграда и невских берегов. Там прошла традиционная историко-краеведческая игра «Знатоки истории», посвящённая 75-летию прорыва блокады Ленинграда. За звание лучшего краеведа боролись 12 школьных команд со всего района. Участникам предстояло выполнить пять заданий на тему «Прорыв блокады Ленинграда», а также презентовать свою команду и домашнее задание «История одного человека».
Как называлась железнодорожная ветка между Шлиссельбургом и участком Северной железной дороги Назия – Жихарево (ст. Поляны) в полосе прорыва блокадного кольца?
Какие войска участвовали в прорыве блокады? Какая была суточная норма хлеба зимой 1941 г.? Эти и многие другие вопросы вошли в перечень заданий для юных краеведов в первом туре. Указать на карте города воинской славы Ленинградской области – было вторым заданием. С каждым новым конкурсом задания становились всё сложнее. В одном из них предстояло отгадать героев прорыва блокады по описанию, взятому из произведений художественной литературы и краеведческих источников:
«Будучи думающим требовательным военачальником, большое внимание уделял подготовке будущей операции, лично, с секундомером в руках проводил тренировки личного состава, стремясь сократить время преодоления ледяной преграды до минимума. Солдаты назвали его «генерал – прорыв», Герой Советского Союза» (генерал-майор Николай Павлович Симоняк).
А вот ещё одно задание – нарисовать листовку, которая в те годы была распространённым видом пропаганды, носила агитационный и информационный характер. «Сталинград, будь стойкий, как Матвей Путилов!», «Учись драться у Сталинградцев!», – такими призывами пестрили листовки военных лет. Повторить опыт блокадников – дело непростое, но ребята постарались. Кто-то изобразил звезду, кто-то – солдата, а кто-то – целый бой. У каждой команды – своё видение, своя задача, свой призыв.
Что ж, пришло время подводить итоги. Как правило, исход игры зависит от уровня подготовки команд. В данном случае принималась во внимание и подача накопленных знаний, и творческий подход. Тот, кто решил все краеведческие задания правильно и выбился в лидеры, может по праву гордиться своим поколением, изучающим историю родного края.
Итоги историко-краеведческой игры «Знатоки истории»:
1-е место – команда Мгинской СОШ
2-е место – команда Назиевской СОШ
3-е место – команда Кировской СОШ №1
Оценивали работу команд житель блокадного Ленинграда Е.А. Кашина и заслуженный учитель РФ Г.М. Угличина (Общественная организация ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов), учитель истории Синявинской СОШ С.Ю. Мазиков. Галина Михайловна отметила, знания по краеведению у школьников весьма неплохие, особенно это касается событий. Хуже знают героев, но это лишь в силу своего возраста.
– То, что вы сейчас изучаете, останется с вами на всю жизнь. Человек силён своими корнями. И если знания крепкие, они ещё не раз сослужат вам добрую службу. Обрастайте этими корнями и будьте похожи на тех людей, которые сумели выстоять и победить! Это то, что объединяет нас всех, живущих и в Ленинградской области, и в целом в России, – отметила заслуженный учитель РФ.
Пожалуй, самым сложным испытанием стало домашнее задание. Юные краеведы собрали и представили на суд жюри уникальный материал на тему «История одного человека». Всего на суд жюри было представлено 12 презентаций. Специальным призом жюри за этот конкурс были отмечены:
• Денис Махмажонов, Ангелина Криницкая, 6 класс (Кировская школа-интернат), руководитель И.М. Соловьева;
• Эдуард Баланин, 8 класс; Ольга Иванова, Любовь Иванова, 9 класс (Павловская СОШ), руководитель А.Р. Чертополохова;
• Анна Чемерзова,7 класс (Кировская СОШ №1), руководитель И.А. Солдатова;
• Екатерина Путролайнен, 10 класс (Кировская гимназия им. Героя Советского Союза С. Б. Баймагамбетова), руководитель Г.В. Афанасьева;
• команда Назиевской СОШ (руководитель Н.И. Никитина).
Ребята уже не первый год изучают историю родного края, и результат этой игры для многих знатоков стал показательным. А главное, что начинающие краеведы не только продемонстрировали свои знания, но и поделились ими друг с другом.
Юлия ТЕТАРСКАЯ
Фото автора